Доступ автомобиля по госномеру – один из самых технически современных вариантов СКУД для транспортных средств. Распознавание номерного знака автомобиля с помощью камеры может использоваться как дополнительный способ идентификации (помимо бумажного билета, RFID-метки и т.п.) или как основной на автоматизированном проезде в сочетании с веб-сервисом для оплаты или оформления пропуска.
Как работает въезд по системе распознавания госномеров
📸 Обнаружение автомобиля. Камера или датчики фиксируют приближение транспортного средства к точке контроля (шлагбаум, ворота и т.п.).
📸 Распознавание номера. Программное обеспечение, встроенное в камеру с функцией распознавания номеров (технология LPR/ANPR) или установленное отдельно на сервере, анализирует изображение, выделяет номерной знак и распознает символы на нем.
📸 Сравнение номера с базой данных. Распознанный госномер сверяется с имеющимися списками (постоянный доступ, черный список, временные пропуска и т.д.).
📸 Принятие решения. Если доступ разрешен – шлагбаум открывается, если нет – остается закрытым (в идеале с выводом результата на информационное табло). В зависимости от системы и настроек принятие решения может быть более сложным и учитывать также наличие свободных мест, квоты, график работы объекта и многое другое.
📸 Фиксация события. Все действия (время события, номер ТС, фото с камеры, результат доступа) записываются в журнал системы для отчётности и безопасности.
Преимущества доступа по госномеру в сравнении с другими типами СКУД
✅ Удобство для пользователя.
Въезд на территорию не требует действий со стороны посетителя — нет необходимости доставать карту/пульт, открывать окно для получения билета, нажимать кнопку или сканировать код. Это очень удобно в плохую погоду, ночью, при занятой второй руке или на автомобиле с правым рулем.
✅ Снижение затрат на расходники.
Не нужно закупать расходные материалы (чековую ленту, карты и т.п.), а также налаживать процесс для выдачи карт или брелоков – все происходит в программном обеспечении. Нет задач, связанных с обслуживанием билетных стоек – заправка билетами, обслуживание подвижных элементов стойки. Все это экономит средства и ресурсы.
✅ Безопасность.
Номер автомобиля уникален и привязан к конкретному транспортному средству, исключается передача пропуска другому лицу, как это бывает с картой, пультом или QR-кодом.
Хитрецы, “теряющие” карту, когда период парковки превысил штраф за утерю карты, уже не могут злоупотреблять условиями.
✅ Автоматизация контроля и учет.
Все въезды и выезды фиксируются в журнале проездов с фото и возможностью поиска проездов по номеру авто (если позволяет система).
Можно ограничить доступ по госномеру нарушителю условий парковки с помощью черного списка.
Возможна интеграция с базами данных (реестрами) для автоматического пропуска автомобилей спецслужб, инвалидов и посетителей с постоянным доступом (белый список).
✅ Удобство монтажа.
Зачастую установить стойки со считывателем или билетную стойку затруднительно из-за размеров или расположения въезда и выезда. Камеру же можно монтировать прямо на шлагбаум или над воротами.
✅ Быстрая обработка проезда.
Распознавание госномера занимает от миллисекунд до пары секунд – с точки зрения человека это практически мгновенно. За счет скорости увеличивается пропускная способность одного проезда и снижается риск заторов.
Слабые места системы распознавания госномеров
🔻Зависимость от качества камер и условий съемки.
При плохом освещении, дожде, снегопаде, грязных номерах или засвете камера может не распознать госномер, или распознать с ошибкой. Требуются высококачественные камеры с ИК-подсветкой или отдельное освещение для работы в темное время суток.
🔻 Уязвимость к подделке или подмене госномеров.
Номера можно временно заменить (например, бумажным дубликатом) – это риск обхода системы, так как она не способна отличать подделку от оригинального регистрационного знака. Система также не распознает владельца, а только машину – кто именно выезжает на автомобиле, для нее неважно.
🔻 Задержка при распознавании.
Хотя большинство систем работают быстро, при высокой загрузке или сбоях сети возможны задержки с открытием шлагбаума.
🔻 Затраты на установку.
ПО и камеры с распознаванием госномеров стоят в разы больше считывателей карт, хотя и в разы ниже стоек выдачи билетов. Для видеофиксации записей с камер требуется установка видеорегистраторов или подключение облачного ПО для хранения данных.
Настройка и калибровка камер под конкретный проезд для достижения максимально качественного распознавания любого ТС требует участия опытных и квалифицированных инженеров.
🔻 Сложности при временном доступе.
Для временных посетителей (например, курьеров или гостей) требуется предварительная регистрация госномера, что может быть менее удобно, чем выдача временного кода или QR-пропуска.
Тренды в распознавании госномеров
ИИ и новые технологии. Благодаря использованию искусственного интеллекта и нейросетей в системах распознавания госномеров станет возможным более точное и быстрое распознавание ГРЗ даже в условиях плохой видимости, а также определение не только номера, но и марки, модели, типа ТС и направления его движения. ИИ обучается в процессе работы и позволяет фильтровать ложные срабатывания системы и уменьшать количество ошибок.
ПО в камерах. Камеры нового поколения уже умеют обрабатывать изображения без помощи сторонних серверов и отправлять результат в базу данных для принятия решения. Распознавание в камерах снижает нагрузку на инфраструктуру – такую систему легче масштабировать, она может работать на мобильном интернете и к ней можно получить доступ удаленно с мобильных устройств.



Современные камеры с функцией распознавания ГРЗ от Beward, Hikvision, Dahua
Автоматизация парковок и оплаты. Связка «въезд по госномеру+онлайн оплата» может позволить запускать коммерческие парковки нового поколения вообще без шлагбаумов и терминалов оплаты. Автомобиль просто заезжает на территорию, и парковочная сессия начинается по факту въезда, а сумма по тарифу списывается с привязанного счета или с помощью мобильного терминала.
Гибридные системы доступа. Самый надежный сейчас способ – «подстраховать» камеру LPR еще одним способом идентификации: QR-кодом, RFID меткой, звонком по номеру или открытием шлагбаума из приложения. Если номер не распознан, посетитель может воспользоваться резервным методом.
Что выбрать: камеры со встроенным распознаванием или ПО на сервере?
По нашему опыту, если на объект нужно от 2 до 4 камер, выгоднее установить камеры со встроенным распознаванием. Если въездов-выездов больше, то можно смотреть в сторону ПО и проектных решений, но стоит учитывать размеры объекта и стоимость монтажа – для решения с подключенными к серверу камерами длина кабеля может быть весомым финансовым аргументом.
Поддержка доступа по госномеру в P360
Мы очень любим работать с камерами распознавания автомобильных номеров, потому что в связке с P360 это дает массу функциональных возможностей:
- Автоматизированный въезд и выезд
- Заказ пропусков по госномеру
- Фиксация госномера и фото в журнале проездов и сессий с широкими возможностями по поиску событий
- Черный список номеров для блокировки доступа нарушителям
- Вывод видео с камер в личном кабинете P360
- Собственная система коррекции ошибок распознавания
P360 работает как на камерах со встроенным распознаванием (HikVision, Dahua, Beward, Flussonic, ZKTeco), так и с программным обеспечением (IPTRONIC, TRASSIR).
Для улучшения пользовательского опыта мы рекомендуем добавлять к системе информационное табло, на которое можно выводить дополнительные сообщения: «Добро пожаловать!», «Доступ запрещен», а также показывать номер телефона для доступа по звонку в случае ошибки распознавания, отображать количество свободных машиномест, время работы парковки и т.п.
